Интервью с председателем совета
директоров группы компаний «Штиль» В.В. Синяковым
Виталий
СИНЯКОВ: «Впервые в этом
году отраслеобразующие компании сами пришли к нам»
В
кризис одни компании идут ко «дну», а другие — наращивают производство и
укрепляют статус надежного партнера. Одно из объяснений этого парадокса в том,
что инвестиции в качество продукции и трудовой коллектив окупают себя не так
быстро, как массовая реклама, зато наверняка. Наглядный тому пример –
группа компаний «Штиль», чей бизнес продолжает расти даже во время
кризиса. Как это стало возможным, мы попросили рассказать председателя совета
директоров группы компаний «Штиль» Виталия Викторовича Синякова.
– Виталий Викторович, с чего все
начиналось?
– В конце 1980-х — начале 1990-х годов я
работал в тульском оборонном НИИ «Стрела». Финансирование «оборонки» снижалось
год от года, работы практически не было, зарплату задерживали месяцами. Было
время повсеместного создания «творческих коллективов», бравшихся за выполнение
любых оплачиваемых работ. Мы с коллегами, имея опыт разработки технически
сложных устройств, выполняли разовые заказы на разработку и производство
различной электроаппаратуры. Сами искали клиентов, заключали договора,
обеспечивали разработку и производство продукции. По сути — снабжали НИИ
заказами.
В конце 1993 года я предложил создать в
рамках НИИ отдельное производство, но получил отказ. Чтобы реализовать идею,
пришлось уйти из «оборонки». Вместе со мной ушли еще несколько человек, и уже в
1994 году мы организовали собственное производство стабилизаторов переменного
напряжения. У нас не было навыков ведения бизнеса, развивались интуитивно, но
четко понимали, что самое важное — это делать качественный продукт. Со временем
производство разрослось, появились постоянные клиенты. В 1996 году мы
зарегистрировали компанию, которая первой вошла в структуру группы «Штиль». Это
была компания «Тенси-Техно», производившая стабилизаторы напряжения.
Направление сохранилось за ней и по сей день.
– Как развивалась структура группы
компаний?
– Мы столкнулись со сложностью при
закупке некоторых комплектующих для производства стабилизаторов напряжения. К
тому же поднять качество и сохранить приемлемую цену, покупая комплектующие на
стороне, оказалось практически невозможно. Для уменьшения зависимости от
поставщиков были созданы новые производства.
Первым из них стал «Тульский завод
трансформаторов» (ТЗТ). Его задачей стало производство качественных
трансформаторов мощностью от 20 ВА до 5 кВА. Производство оснастили станками
собственной конструкции, поскольку существовавшее на то время отечественное
оборудование не удовлетворяло нашим требованиям, а импортное было слишком дорогим. Зато теперь мы имеем
уникальную возможность производства сложных тороидальных трансформаторов по
индивидуальным требованиям заказчика. Сегодня
основная часть продукции ТЗТ поставляется на внешний рынок.
С целью обеспечения производства
стабилизаторов напряжения качественными комплектующими было создано и ООО
«Механика» — третье предприятие группы компаний, ориентированное на
производство металлических корпусов. Здесь также изготавливают 19- и 23-дюймовые
шкафы и стойки для электрооборудования, климатические шкафы.
Четвертой компанией в Туле стало ЗАО
«Ирбис-Т», занявшее нишу производства систем электропитания для энергетики,
телекома и силовых структур.
В 2005 году было открыто московское
представительство группы компаний. Сейчас в Москве находятся уже две наших
компании – ООО «Штиль» и ООО «Инэлсис», в Нижнем Новгороде - ООО "Атлант", занимающиеся продажей и продвижением
нашей продукции. Кроме того, у нас существуют такие партнеры как ММП «Ирбис» в
Москве, «Илим» в Санкт-Петербурге и несколько компаний в других регионах
России. Недавно совместно с немецкими коллегами была создана компания
«Технологии металлов», которая станет нашим ключевым партнером для выхода на
европейский рынок.
– Откуда появилось название группы
компаний — «Штиль»?
– Название «Штиль» придумали в ходе
внутреннего конкурса. Сначала оно стало торговой маркой, затем также назвали
всю группу компаний. Слово «штиль» отражает суть нашей основной, на то время,
продукции: стабилизатор напряжения улучшает качество электроснабжения и
уменьшает беспокойство пользователей за свое электрооборудование, его
правильную работу. Сегодня можно говорить о спокойствии и уверенности, которые
дает любое наше оборудование. – Что позволяет продукции «Штиль» быть
востребованной на высококонкурентном телекоммуникационном рынке России?
– Для отрасли связи мы выпускаем
установки электропитания постоянного и переменного тока, 19- и 23-дюймовые
шкафы и стойки, климатические шкафы, инверторы и инверторные системы, системы
мониторинга удаленных объектов связи. Сейчас это направление становится
ведущим.
Общаясь с клиентом, мы не просто
предлагаем продукцию, отвечающую всем современным требованиям, но внимательно
относимся к его мнению. Следим, чтобы оборудование «Штиль» продолжало отвечать
этим потребностям и в будущем.
Мы обладаем множеством патентов и
постоянно внедряем в производство новые технические решения. Например, сейчас
готовится к выпуску совершенно новый тип стабилизаторов напряжения, которые
будут работать при входном напряжении от 100 до 300 В и обладать точностью
стабилизации +1%. В 2010 году мы начнем производство новых инверторов
для телекоммуникационного оборудования, мощных и компактных. В стадии
разработки находятся новые энергоэкономичные модели климатических шкафов.
Подобная продукция просто обязана быть востребованной, поскольку за ней
будущее.
Ключевыми факторами успеха марки
«Штиль» я считаю нашу клиенториентированность, качество и надежность
производимой продукции, а также доступность сервисного обслуживания и, конечно
же, наш трудовой коллектив.
– Что представляет собой трудовой
коллектив? Как строится кадровая политика на предприятиях группы компаний?
– Люди, работающие с удовольствием —
залог успеха в любом деле. За прошедший год в компаниях группы не было ни
одного сокращения. Напротив, в этом году мы увеличили штаты, и сегодня на наших
предприятиях работает уже более 400 человек.
Мы очень серьезно подходим к отбору
сотрудников, у нас практически нет текучки. Кадровая политика строится на двух
основных принципах. Во-первых, на работу берутся люди близкие по духу, которым
комфортно в нашем коллективе. Во-вторых, мы растим внутренний резерв, и при
назначении на управляющие должности отдаем предпочтение сотрудникам,
проработавшим в коллективе не один год и прекрасно знающим специфику группы
компаний.
Несмотря на кризис, мы по-прежнему
заинтересованы в молодых специалистах. Совместно с Тульским государственным
университетом мы ведем НИОКР в области мониторинга параметров удаленных
объектов связи, построения различных силовых модулей. Студенты проходят
практику на нашем производстве, некоторые из них потом приходят к нам на
работу. Такое сотрудничество со временем будет только расширяться.
– Как отразился кризис на продажах и
других показателях группы компаний «Штиль»?
– Кризис не обошел нас стороной, но мы
избежали резкого снижения показателей и даже смогли использовать некоторые
тенденции в собственных интересах. У нас не было проблем с кредитами, поскольку
всегда обходились собственными средствами. В последние годы даже не успевали за
своим развитием: постоянно брали на работу новых специалистов, закупали
оборудование, увеличивали производственные площади, работали на перспективу. Каждый год мы повышали объем
производства минимум на 30%, в 2007 году рост составил около 80%, а по итогам
2008 года — более 100%. Подводить итоги 2009 года еще рано, однако уже сегодня
с уверенностью можно сказать, что рост присутствует, пусть и не такой большой,
как был запланирован. Многое будет зависеть от дальнейшего развития экономической
ситуации в стране, но пока мы с уверенностью смотрим в будущее.
– Какие события в 2009 году стали
знаковыми для группы компаний «Штиль»?
– Впервые в этом году отраслеобразующие
компании сами пришли к нам. Обычно все происходило наоборот — мы рассылали информацию,
активно привлекали их к работе, а в этом году они сами пришли к нам с желанием
использовать наше оборудование! Отраслеобразующие компании энергетики и
телекома, силовые структуры стали активно интересоваться нашими системами
бесперебойного питания, климатическими шкафами, мониторингом удаленных
объектов. Могу объяснить это только тем, что наша продукция по ряду
характеристик действительно превосходит импортные аналоги и более
привлекательна по цене, а значит – более конкурентоспособна. В 2009 году это
стало особенно заметно.
– Ваше кредо, как руководителя?
– Стараюсь идти от одной вершины к другой,
никогда не отступать назад. Стремлюсь
передать установку на успех коллективу и ощущаю себя в роли
координатора. Все стратегические решения у нас принимаются сообща, путем
обсуждений с руководителями направлений. Считаю, что такие решения являются
единственно верными, кроме того — только так они становятся очевидными для всех
сотрудников. Поэтому, моим кредо можно считать открытость для коллектива и постоянную
готовность к обсуждению рабочих вопросов. © Группа компаний "Штиль", 2009
|